Ловец тополиного пуха
(отрывок из повести)
Я шел на встречу с моей богиней, то и дело похлопывая себя по груди,
где во внутреннем кармане лежал сокровенный предмет, точнее, два сокро-
венных предмета: стихи, написанные в бреду высокой температуры, и
инструкция по ловле тополиного пуха, составленная мною несколько лет на-
зад, когда я осознал себя вполне профессионалом. Конечно, вначале я хо-
тел показать ей стихи, но вот зачем-то, скорее бессознательно, чисто
рефлекторно захватил сборник указаний и советов для всех, кому близок
этот род занятий. Зачем я это сделал? Уж не ради ли противопоставления
горячего сердечного чувства холодному умственному продукту?
Я, конечно, пришел первым к обрыву, чтобы получше выбрать место. Я
специально предложил встретиться здесь, у обрыва, у пропасти, на самом
краю столовой горы. Здесь одному-то страшно, не то что вдвоем. Сердце
замирает, когда вослед за взглядом мысленно срываешься вниз, и не дай
бог, думаешь, кто-либо другой подойдет сзади да и подтолкнет потихоньку
- а сильно и не надо. Я всегда боюсь стоять на краю, когда сзади кто-то
ходит. Ведь он может не со зла, а так, случайно, ненарочно задеть.
Наверное, невозможно привыкнуть к ее появлению. Меня чуть не свалило
с ног по крутому снежному склону. Все потемнело, пропало, осталось
только обворожительное покачивание и огромное пространство, утыканное
зелеными и голубыми иглами, тысячами живых и одной золотой иглой венчаю-
щей гигантскую пирамиду. Зачем и жить, если не ради такой, легкой, под-
вижной, независимой?
- Ах, как здесь страшно, - она доверчиво, как это делают дети, ухва-
тилась за мою руку и встала на самом краю, - я так давно здесь не была и
забыла страх высоты, - она улыбнулась, а глаза ее стали совсем грустны-
ми. - Но чего бояться? Мне кажется, я бы смогла полететь (еще бы, поду-
мал я, и на всякий случай заслонил ее от ветра), но не как птица, а луч-
ше, умнее, красивее, как летают во сне. Там ничто не мешает телу, там
летишь просто так, без крыльев и звезд, без плана или мечты, сама, вне
тревог и волнений, в любом удобном направлении, легко и просто, сама,
сама, будто паришь, как воздух в воздухе...
- Летишь, чтобы пасть и прорасти, - пробурчал я из-за спины, я был
взбешен собственной прозорливостью: да, она есть то, что я искал, ника-
ких сомнений теперь не осталось.
- А вы летаете во сне? - спросила она.
- Нет, я лишь прослеживаю чужие маршруты, - соврал я.
Она как-то понимающе кивнула, мол, ну-да-конечно, и опять забыла обо
мне.
- Нет, птицы не умеют легко летать, - она спорила сама с собой, - они
производят слишком много шума и ветра, они не могут наслаждаться тем,
что дано, и так, как есть...
Плыви, плыви ко мне, я жизнь твою наполню новым смыслом, пело мое
сердце. Господи, как же она хороша, как точны ее мысли, как прекрасны и
независимы они, словно легкие небесные пути, проложенные в будущее мое
счастье. Что может быть выше и прекраснее, чем плыть над июльским жаво-
ронковым криком? Счастье вечного покоя, закрытого от сквозняков стеклян-
ными стенками. Да и чего еще ждать? Сейчас, здесь, она делится со мной
самыми сокровенными мыслями, мыслями единственной в своем роде, несрав-
ненной и неповторимой летящей души.
С обрыва, без просьб и намеков, мы шагнули в неясное еще минуту назад
будущее, в начала новых несвершенных этапов. Так, по крайней мере, каза-
лось мне. Ведь я буквально еще не был совсем здоров, и я слишком пережи-
вал и волновался, но был счастлив, чертовски счастлив, как пророк добра,
доживший до свидетельств своего мастерства. Я вспоминал, как много меся-
цев, черных, тяжелых месяцев назад, в случайном разговоре подслушал ее
номер телефона, и в тот момент предугадал сегодняшний успех. Мне и тогда
это казалось не случайной удачей, зашифрованной семью цифрами, но знаком
счастливой судьбы, дарованной господином Провидением. Я мог бы уже в
этот день приступить к самому ответственному этапу, но не стал - мне (а
хотелось бы написать - нам) было слишком хорошо. Мы расстались по моей
инициативе, заранее договорившись о новой встрече. Я, быть может, впер-
вые уходил от нее в приподнятом настроении, с легким, я бы даже сказал,
преступно легким сердцем. Мне нужна была настоящая пауза, недолгое без-
деятельное затишье, короткое замирание перед последним решительным ша-
гом. Конечно, не могло быть и речи о подарке, да и что я мог считать
подходящим подарком? Нет, решение таких вопросов должно быть перенесено
как можно подальше вперед, вплоть до самого последнего момента. А сей-
час, в эти несколько дней, мне наконец судьбой отведено насладиться по-
коем возникшего взаимопонимания.
Но стоило вернуться домой, упереться в серое занавешенное окно мечта-
тельным взглядом, как черные тучи сомнения вновь обступили мое безоблач-
ное небо. Чему я, собственно говоря, обрадовался, что случилось? Она
призналась мне в теплом чувстве? Она, доверчивая и покорная, легла на
мою ладонь? Или, быть может, она, поблескивая металлическим ушком, дав-
ным-давно возглавляет единственную в своем роде коллекцию? Увы, нет.
Тогда от чего я обрадовался, от одного-единственного неравнодушного
взгляда, от этой по-детски доверчивой руки, от сердечной, искренней,
вслух высказанной мечты воздухоплавания? Нет, слишком долго я страдал,
чтобы поверить сразу в свое счастье. Опять без спросу возник молодой че-
ловек, может быть, не вполне тот из ее парадного, другой, но похожий, он
улыбался и грозил мне всем своим свежим упругим телом. Чудак, уйди, не
маячь среди зимы, твое время весна, глупая, грязная весна, ты знаешь ее
песни, а сюда не приходи. Здесь холод, здесь много холода, и нужна осо-
бая острота зрения, приобретаемая лишь от рождения, чтобы постичь все
бесконечные горизонты зимы. И ее ты не увидишь, не заметишь, не поймешь,
не почувствуешь, как невесома ее душа, ты сомнешь, запутаешь тонкие се-
ребристые волокна, не заметив и десятой доли ее волшебства.
Да, я был еще болен, но не болезнью, а бесконечной силы желанием уви-
деть, ощутить, быть рядом, тут же, сейчас, в этот же удачливый момент. Я
позвонил ей и понял, что не мне одному безумно одиноко длинным зимним
вечером. И мы снова сошлись в тот вечер, вечер сбывшихся ожиданий и по-
бед.
И разве не победа - последовавшее вскоре чаепитие в ее доме на тесной
кухоньке с холодными драными полами, с долгими теплыми взглядами, с нет-
рудными паузами, с горячей, чуть подрагивающей ладонью в моей руке? Рас-
таяли, как снега в апреле, мои жестокие сомнения - да разве могла она
еще о ком-то мечтать? Нет и еще раз нет, пела моя душа, радуясь началу
последних этапов.
А потом надвинулась ночь, и я стал делить время на до и после. Да что
там время, вся жизнь должна была разделиться на две части, и важно выяс-
нить, что же относится к первой, как мне казалось, наиболее трудной по-
ловине, а что ко второй, во многом еще неясной, но все более и более же-
ланной. Во-первых, нужно понять, что же подарить ей? Если стихи, то их
можно подарить и потом. Ведь что есть стихи - еще одно признание в моем
особом к ней отношении, еще одна попытка понравиться. Нет, я не специ-
ально их писал, безо всяких претензий, это никакой не поступок, это на-
мек, это признание определенных достоинств, акт душевного напряжения,
мечта, сердечный план. Из тысяч слов я выбрал десяток подходящих друг
другу, как я люблю выражаться, настоящих, и создал впечатление другой,
неведомой жизни, несуществующих людей, отраженных в ночном окне; но, ко-
нечно, с тайной надеждой на ее память о моем чувстве, с надеждой, что
когда-нибудь потом, через много наших встреч и разлук, она прошепчет
пятнадцать строк, и они станут частью ее жизни.
Я сжал покрепче узкую ладонь, уже и так согретую и даже слегка вспо-
тевшую. Не слишком ли простой путь избран мною? Познать - значит мумифи-
цировать. Так было, так будет. Будет, но уже не со мной, во всяком слу-
чае не вечно, ведь в стеклянном ящике не так много места, а заводить еще
один уже слишком хлопотно. Нет, пусть стихи полежат еще, пусть настоят-
ся, ведь они есть продукт малопортящийся. Следовательно, речь может идти
только об инструкции, пускай узнает то, что знаю я, пусть не думает,
будто я собираюсь ее обмануть, или, не дай бог, наоборот, потерять голо-
ву и жизнь бросить ради вечной охоты за одной целью.
- Я тебе хотел подарить вот это.
Я переложил ее ладонь в левую руку, правой достал из кармана инструк-
цию, трижды ударив ею о воздух, развернул сокровенный труд.
- Что это, стихи? - с нескрываемым разочарованием спросила она, подс-
леповато наклонившись над бумагой.
Было в том движении что-то до боли знакомое (я даже вздрогнул), но
настолько неожиданное и неуловимое, что лишь под утро стала ясна причина
моего испуга.
- В некотором смысле. - Я загадочно улыбнулся и, сжав покрепче ее ла-
донь, добавил: - Это нужно прочесть.
Да, вот так был решен основной вопрос. Двери теперь открыты настежь
любому урагану. Она узнает все, без намеков и иносказаний, она поймет и
оценит мое мужество, мою открытость, и я, счастливый, многословный,
прольюсь потоком восхищенных слов в ослепительном вихре, в танце запу-
танных, но не спутавшихся серебристых нитей.
Но все произошло совсем не так. Все произошло как-то второпях, глупо
и бестолково: внезапно, вдруг потерял равновесие вопреки моей же
инструкции, которую она только что прочла и на которую отреагировала од-
ним орфографическим замечанием, вследствие чего я, наверное, и разнерв-
ничался и проявил в конце концов абсолютно неуместную торопливость и не-
последовательность. "Июлия, июлия", вот и все, на что меня хватило.
А под утро мне приснился сон со страшным концом, от которого я и
проснулся.
Мне снился обрыв, и мы вдвоем стоим у самого края, но не так, как на-
кануне, а поменявшись местами - я у пропасти, а она за моей спиной. И
опять меня спрашивает:
- А вы летали во сне? - спрашивает тихо, тихо, и также потихоньку
вперед меня и толкает, плыви, мол, голубчик по воле ветра. Я же лечу
круто вниз вначале, а потом растопыриваю руки, как затяжной парашютист,
и останавливаюсь. Стихает шум ветра, и я слышу только волнующий меня го-
лос:
- Лети ко мне, как пух Эола.
Оглядываюсь, верчу головой и никого вокруг не вижу. От огорчения за-
бываю о руках и тут же с веселым свистом срываюсь на камни.
Слышится отвратительный шлепок, и я обнаруживаю себя на постели, а
звук шлепка происходит от удара упавшей на пол моей ладони. Рядом слад-
ким сном дышит моя королева, а я, мучимый жаждой, иду босиком на кухню.
Я долго пью из треснувшей фарфоровой кружки, глядя в посеревшее от зим-
него хмурого света окно, и думаю над тем, как непросто пройти пятый
этап, не испортив ни одного волшебного волоконца. Но делать нечего, все
предопределено законом, тысячи раз проверенным до меня, и так остроумно
мною сформулированным в форме инструкции. Все приходит к одному концу,
шепчу я, разглядывая тусклые блики на кончике иглы, и возвращаюсь обрат-
но в спальню. Господи, как она прекрасна и неподвижна, она будто бы
мертва, но нет, если присмотреться, видно, как размеренно, спокойно
вздымается ее грудь - она спит, спит, доверившись моему мастерству, она
подозревала мой талант, и теперь ни о чем не беспокоится.
Я уже приготовился к завершению пятого этапа, как вдруг краем глаза
замечаю в дальнем углу комнаты, у самой шторы, контуры знакомого уст-
ройства. Я еще ступаю по инерции к ее телу, а мозг уже возмущенно про-
тестует: что это, откуда? Этого не может быть, чуть не кричу я, медленно
сворачиваю в дальний угол, где в сумеречном безжизненном свете, прикры-
тый наполовину сползшим плюшевым покрывалом, обнаруживается почти такой
же, как мой собственный, и все-таки немного другой, нумизматически стро-
гий и по-женски шикарный стеклянный ящик ловца тополиного пуха. Страшная
догадка мелькает в ослепленном невероятным видением мозгу, и я наконец
отгоняю полный бесконечных ужасов назойливый сон.
Я потом часто вспоминал ту ночь, пытаясь понять, как, отчего, почему
не сложилось, не свелось все к логическому концу. Да, все как и полага-
ется, я проснулся под утро рядом с ней, с моей серебристой мечтой. Я ос-
торожно отогнул несколько волоконцев, встал с широкой постели и сразу
направился в дальний угол с твердым намерением как можно быстрее все вы-
яснить и отделить приснившееся от реальной жизни. Я обшарил весь угол.
Там действительно оказался ящик, отмеченный еще накануне вечером краем
глаза, и в преображенном виде обнаружившийся в ночном сне. Вполне обыч-
ная картонная коробка, полная всяческого детского хлама, - подытожил я
результаты утреннего осмотра и уже собрался бросить обратно старенький
обшарпанный пластмассовый самолетик, как услышал за спиной строгий го-
лос:
- Что вы там ищете?
Ах, отчего так обидно и резко прозвучали ее слова! Словно я есть не-
задачливый воришка, захваченный врасплох хозяевами, а не настоящий мас-
тер, виртуоз тополиной охоты.
- Я тут, здесь, хотел... - я глупо вертел самолетиком, не смея честно
признаться в своих страхах.
- Вам пора отправляться домой.
-Июлия, - простонал я.
- Перестаньте сейчас же, не называйте меня так никогда.
- Но почему, что случилось?
- Ничего не случилось, - она монотонно, почти по слогам, медленно от-
резала наш разговор от будущих неизвестных мне событий.
Я молча оделся, не глядя , не поворачиваясь, словно битая собака, вы-
шел в прихожую и здесь в нерешительности остановился, почти ничего не
различая во мраке. Она ножкой пододвинула мои ботинки и, кажется, сложи-
ла на груди руки, показывая всем своим видом, как тяжело ей ждать эти
несколько последних мгновений. Ну, не молчи, скажи хоть что-нибудь,
пусть не дружественное, нейтральное, молил про себя я, привыкая понемно-
гу к темноте и все отчетливее различая ее уставшее тело.
- Я дрянь, - спокойно и горько сказала она, потом по-деловому попра-
вила молнию на моей куртке и, как в том сне, легонько столкнула меня в