И ЕЩЕ ЧЕГО-НИБУДЬ
Так всегда бывает.
Когда уезжаешь надолго,
весь город отбивается от
рук,
и вернувшись, находишь,
что все,
что было, "не так, как
надо",
стало еще хуже.
И лишь тогда
задумываешься -
зачем же вернулся?
(в письме приятеля)
1.
Она должна была уехать вечером; это уже было решено, мы все обсудили
и просто сидели теперь у Андрюхи после репетиции, пили пиво и пели пос-
леднюю песню, мишкиных "Ангелов", когда началась гроза. Гроза была жут-
кой, шум воды глушил гитары, окно пришлось прикрыть, поскольку капли до-
летали аж до середины сразу потемневшей комнаты. И когда все-таки пришли
на платформу, оказалось, что электричек не будет до утра - молния долба-
нула где-то около Нового в линию электропередачи. Я злорадно вышагивал
вокруг Ленки: выходило, что она остается.
- Я возьму тачку, - заявила она.
- Где, в такое время? Ну разве что штук за 60...
- Могу пешком пойти, прямо по шпалам. Ты ведь знаешь, я могу.
- Молнии будут бить по шпалам прямо перед твоим носом. Тебе мало гро-
зы, которую мы с Мишкой и Андрюхой устроили своим пением?
- Все равно пойду.
- Ну иди.
Тут она и расплакалась - в первый раз со дня моего приезда. Не надо
было мне злорадствовать. Пять минут назад, когда мы подходили к платфор-
ме и Андрюха перенес ее через большую лужу, она остановилась и неожидан-
но сильно-сильно поцеловала меня. Так, как делала это раньше, спокойно и
при всех. Казалось, это не я, а она была человеком, который вернулся до-
мой. Всю эту неделю она была другая, и я даже не думал, что она теперь
еще может так вот разреветься. Или так хохотать, как хохотала сегодня на
репетиции. За время моего отсутствия она, хоть и не изменилась внешне,
внутренне стала немножко другой - более опытной, что ли. Пожившей. "Моя
бывшая подруга совсем повзрослела..." А теперь вот - нате вам; прямо как
вырвало. "Да не реви ты! - успокаивал Мишка, - Это ж гроза. Стихия, бля!
И в некотором смысле - знак. Я вот к родной жене доехать не могу!"
Да... Все-таки мой приезд раздвоил ее. Даже растроил: там у нее еще
какой-то Серж "для психотерапии". Растроил и расстроил - еще одна ма-
ленькая "с". Но в конце концов Мишкины рассказы, пиво и курица, приго-
товленная по возвращении в общагу, успокоили ее. Она звякнула маме и да-
ла "инструкции-на-случай-если". Мишка тоже позвонил домой и ушел спать в
соседнюю комнату, Андрюха отправился в гости - а мы остались в Андрюхи-
ной "двойке". Она в эту ночь больше не вспоминала тех, кто может позво-
нить и не застать ее дома. Вода еще тихонько капала на пол с подоконни-
ка, а соседи сверху, похоже, что-то пировали. Она была просто чудо, и я
до сих пор отчетливо помню ее худую спину и ложбинки на ягодицах...
Однако сейчас я вспоминаю и о другом: даже той ночью едва заметное
чувство снисхождения, чувство под названием "По-Старой-Памяти" прос-
кальзывало в ее отношении ко мне. Это по-настоящему развернулось на сле-
дующий день, когда по дороге в город она наговорила мне гадостей, уже
чувствуя себя виноватой перед своим "Сашенькой". "Если хочешь знать, я
от него в 25 раз больше удовольствия получаю, чем от тебя!". Наверное,
это говорилось, чтобы разозлить, ударить, но прозвучало как-то оборони-
тельно, вроде детского "сам дурак". Меня скорее удивило число 25 -
оно-то с какого потолка? Номер проехавшего мимо трамвая? Критический
возраст? Рифма к "опять"? Но видимо, именно тогда, с выкриком этого ма-
гического числа, прошло ее первое впечатление от встречи и началась
борьба за то "тихое счастье", в которое я вломился своим приездом - как
сошедший с рельсов поезд в каком-то кино вламывается в здание провинци-
ального вокзала. Теперь, с утра, набежали трезвые мысли, эдакие работяги
в оранжевых куртках, бросились чинить провалившуюся крышу бедного вокза-
ла и ставить меня на место, на запасной путь, на роль интересного, но
случайного любовника, который скоро уедет.
Когда мы шли от метро к ее дому мимо лотков с цветами, я прочитал ей
"Подожди меня чуть-чуть". "Интересно, - сказала она, помолчав. - Ты вро-
де бы бросаешь человека в этом стихе. С другой стороны, ты даешь ему
свободу выбора - ждать или не ждать. Это сложнее, чем просто "жди меня,
и я вернусь". И иногда с такой свободой очень тяжело..."
Розу, которую я подарил ей в первый день, она оставила у меня. Вер-
нувшись домой, я вынул красавицу из таза с водой и поставил в бутылку
из-под "Каберне". Роза простояла еще дня четыре, потом засохла, и я по-
весил ее на люстру. Я всегда недолюбливал эту квартиру. Пока был в Шта-
тах, ее еще и обчистили. Шкаф стоял пустой, без книг, и теперь это место
действовало на меня совершенно удручающе. Кроме тех случаев, когда здесь
Ленка. Когда она сидит в этом старом кресле, или в четыре утра стоит и
курит на балконе, закутавшись в простыню.
2.
Две следующие - следующие не в хронологическом порядке, а в порядке
памяти, что выплескивается сейчас в блокнот - возможно, приличная love
story должна предлагать события в последовательно накаляющемся повество-
вании, небольшая такая повесть, самое "актуальное" где-то в третьей чет-
верти, с оригинальными деталями, а ближе к концу как бы легкий прыжок
мысли в сторону, на ветку за окном; либо, по-веллеровски, использовать
какой-то еще трюк, некое обдуманное издевательство над деревцем сюжета -
например, определенный отрезок времени выбрасывается, и соединение ос-
тавшихся кусков дает это дурацкое "трагическое щемление"... но нет же, я
просто переношу на бумагу историю нескольких встреч с одним человеком в
месяце июле такого-то лета; историю, странно организованную моей памятью
и заведомо ею искаженную, ведь в этой памяти моей, как в коробке с рыбо-
ловными принадлежностями, есть множество вещей, собранных и расположен-
ных казалось бы хаотично, но связанных друг с другом тонкими запутанными
лесками, которые тоже хранятся в этой коробке и имеют привычку соскаки-
вать с катушек и цепляться за все подряд, и вот потянув за одну из них,
вытягиваешь любимую чуть заржавевшую блесну-"черноспинку", и разглядывая
ее забываешь что полез в коробку совсем за другим - за ниппельной рези-
ной для велосипеда которая хранится там же, ведь из нее ты делал "кивки"
для зимних удочек и не заводить же специальную коробку для кивков, а
черноспинка между тем тянет за собой еще что-то совсем уж невероятное, у
меня даже рассказ такой был, про человека который написал роман из 9
глав но всем казалось что там их 11 потому что после прочтения девяти
еще две возникали в голове как бы сами собой... и главное я совершенно
не знаю что потянуло за эту леску сегодня, может быть фраза с урока
французского или волосинка на раковине рядом с забытыми часами только
что приехавшая в штаты девушка наташа с которой мы пили прошлой ночью
или бутылка из-под merlot оставленная у ручья на камне она была привезе-
на из cофии где я сутки болтался в ожидании нью-йоркского самолета и
курносая телефонистка-болгарка в паршивой гостинице была единственным
человеком который говорил со мной по-русски безо всякого комплекса окку-
панта а всего за несколько часов до этого в баре пулково-2 какой-то хал-
дей не хотел брать у меня стобаксовку потому что она какая то сырая на
что я ответил ему blow me она просто лежала в заднем кармане джинсов по-
нюхай если не веришь а на следующий день ужасно воняющий нью иорк и эта
зеленая рогатая баба стоит посреди воды с мороженным в одной руке и
учебником права в другои или может меня так зацепила рокгруппа моего
roommate которая репетировала у нас дома ввоскресенье вечером и я спел с
ними мишкину тихуюзлость и своего соседскогопса или это был просто за-
пахтравы которыи они оставили послесебя вовсехкомнатах запахкоторыи я
чувствуюдажесеичас несмотряна работающиивовсювентилятор зпх такпохожиина
- наши следующие две встречи связаны с ее вторым, как она их называла,
"молодым человеком", Сержем. (Только сейчас мне пришло в голову, что при
всей ее простоте у нее замечательный, а после двусложных фраз американок
- даже просто поэтический язык в смысле различных названий. Она, напри-
мер, говорила: "французский престол опять остался без наследника!", и
это означало, что с Сержем она в этот раз не залетела. "Свободный амери-
канец не получился" - это уже про меня. Но назад, назад, туда, на Невс-
кий.)
Когда мы встретились втроем у выхода с "Маяковской", она, похоже,
слегка растерялась, поскольку попыталась схватить за руки сразу обоих. Я
усмехнулся, она усмехнулась тоже, но с каким-то жалобным "ты-же-понима-
ешь" взглядом. И - вот ведь парадокс! - человек, который знает и видит
больше, должен уступить и сыграть "просто старого знакомого", чтобы по-
мочь бедной блондинке, запутавшейся со своими мужиками. Даже обидеться
не удавалось - настолько комичность ситуации и любопытство эксперимента-
тора пересилили всякие там скучные чувства собственника. Я шел слева от
них, засунув руки в карманы и разглядывая прохожих, временами отдаляясь
метра даже на два и пропуская между ними и мной ручейки встречных пеше-
ходов - по моим представлениям, именно так ходят "просто старые знако-
мые". Она весело щебетала с Сержем, который, кстати, оказался довольно
статным и кудрявым парнем. Когда мы добрались до "Апраксина" и зашли в
"Money-Honey", Серж отправился за пивом, а я сообщил ей, что жизнь в
Америке научила меня различать симпатичных не только среди женщин, но и
среди мужчин. Сергей, по моим наблюдениям, был вполне "ничего". И до-
вольно неглуп для своих двадцати с хвостиком лет, - добавил я вслух, а
про себя продолжил: "Чего же ты со мной-то связалась? Или просто развя-
заться никак не можешь?"
- Интересно-интересно, - ухмыльнулась она. - Про мужчин в Америке...
поподробнее! Тебе самому случай не представился?...
- Случаев - вагон. Вот один раз я ночевал в ночлежке в негритянском
квартале Питтсбурга...
- Ну и?
- Ишь, как оживилась! Увы, должен тебя огорчить - до таких великих
пидоров, как Лимонов, мне еще далеко. Ленивый я, наверно. А может, не
везет... Просто зашел туда - там, конечно, ни одной белой рожи - и гово-
рю: я опоздал на автобус, денег нет, нельзя ли у вас переночевать...
- А они?
- Ну, там был один черный, он как услышал мой акцент, сразу вывалил
на меня кучу русских слов, начиная с "до свиданья". Потом сказал ос-
тальным - hey buddies, это просто русский, на автобус опоздал, денег
нет, будет у нас ночевать. Потом мы с ним всю ночь сидели, курили траву
и говорили, конечно же, о бабах и о ракетах. Он во Вьетнаме был, с тех
пор очень любит русских. Вообще там в Америке лучше всего к нашим отно-
сятся бывшие военные...
Вернулся Серж с пивом. Мне он принес "Балтику"-портер, как я просил,
а себе и Ленке - по "тройке". Ага, вот с кого она взяла манеру. Я уехал
в Штаты, вином, похоже, больше на поют и песен не поют, "первый мужчина"
какой-то приличный, да и не частит на нее отвлекаться - ну ясно, психо-
терапия с милым мальчиком научила ее разбираться хотя бы в сортах "Бал-
тики". Вокруг сортов и завертелся дальнейший разговор.
Она обняла его у "Гостинки" при расставании. Я в это время делал вид,
что никогда не видел магазинных витрин, особенно с конструктором LEGO;
на самом деле мне и вправду нужно было отвернуться, поскольку сдержи-
ваться было трудно, и хихикал я уже почти в открытую.
- Офигенно трогательно! Я надеюсь, он поверил, что мы с тобой учились
вместе в первом классе, а потом я сразу женился на манекенщице и уехал.
А может, он по моим американским шуточкам представил, что я - "голубой",
и всю жизнь занимаюсь исключительно исследованием влияния лягушек на
творчество Басе и Тургенева. И что сейчас ты, конечно же, поедешь домой.
А я... блин, куда хоть я-то поеду в его воображении? Даже интересно...
- Поиздевайся, поиздевайся.
Следующий раз - снова Петергоф, куда она с подругой и Сержем приехала
посмотреть мишкино выступление на концерте. Они уже схватили где-то пи-
ва, и Ленка с милым мальчиком отправились в соседнюю общагу за закуской.
Тем временем мы с подругой обсудили, какой сумасшедшей стала Ленка в
последнее время. Потом они вернулись, и оказалось, что забыли хлеб. За
хлебом пошли мы с подругой, попутно обсуждая еще что-то. Очень Интерес-
ное. И после этого Ленка, видимо, почуяла, что роль "третьего", для ко-
торого она привезла подругу, мне не очень подходит; что я, наверное, мо-
гу просто заскучать и исчезнуть (могу ли? - ну, кто меня знает... в этом
ведь тоже есть некий шарм - заскучать и исчезнуть...) А может быть, она
переключилась позже, когда во время концерта мы сидели в вестибюле с
Мишкой и его женой и болтали о том, как хреново прошло выступление, та-
кой поганый звук и всего четыре песни дали спеть, но в следующее воскре-
сенье мы с Леной обязательно должны к ним в гости, гитара у них дома
есть, так что все наверстаем... И когда подошли Серж с подругой, колода
уже перетасовалась, и шут-джокер играл теперь почти за короля.
В таких случаях я всегда немного удивлялся и спрашивал себя - то ли
это мое неотразимое влияние, то ли ее способность ловить незаметные из-
менения в настроении окружающих; и поскольку она не хочет отпускать ни
меня, ни остальных, то перестраивается на ходу и врет всем подряд, каж-
дому - чуть меньше или чуть больше в разное время?... А может, это не
она и не я, а просто Петергоф, где мне всегда кажется, что неба стало
больше и выглядит оно живее; но все говорят - обычное питерское небо,
просто ты неравнодушен к этому городку, мужик...
Обратно на станцию мы шли рыцарской "свиньей" - статный кучерявец и
подруга впереди, а за ними на некотором удалении - Ленка, я и Мишка с
женой, болтая всякую чушь. На платформе я сделал устраненный вид, и на
щебет Мишкиной жены: "Вы конечно приедете в воскресенье?" отвечал: "Не
знаю. Скорей всего я один. Ленка будет занята, или у меня не будет наст-
роения брать ее с собой"... "Ни за что! Только с ней! Правда, Лена?"
Втихаря подкралась электричка, Ленка юркнула между Сержем и Мишкиной же-
ной и повисла у меня на шее. Окончательно выпавшего в осадок милого
мальчика втолкнули вместе со всеми в вагон, а мы все стояли на пустой
платформе, и кто-то придерживал дверь. Потом она быстро шепнула:
"Все-все, ты позвони завтра, хорошо?" - и впорхнула в тамбур.
"Глупая моя, глупая, - думал я, спускаясь с платформы на тропинку и
засовывая руки с карманы. - Теперь еще и этому придется объяснять, "кто
он такой и какие у тебя с ним отношения". А я ведь скоро уеду..."
3.
M P D
Аккуратное белое здание посередине тихого парка. Табличка "Центр пси-
хопатологии Клиффса" почти не заметна с дороги. Изгородь из металличес-
кой решетки скрывается в густой листве.
"Как я его ненавижу! Он вечно появляется в самое неподходящее время,
когда я всерьез занят. Не люблю хвастаться, но у меня действительно есть
кое-какие способности. Я не напрягаясь брал лучшие дипломы на конкурсах
и олимпиадах. Потом - успехи в университете, в исследовательской работе.
Статьи, вызывавшие бурные дискуссии, доклады на международных конферен-
циях... Тем не менее, лишь только я определяю себе цель и начинаю рабо-
тать над ее осуществлением - тут же появляется этот клоун, этот прокля-
тый бездельник, и заявляет, что я "упускаю настоящую жизнь, обменивая ее
на неестественные картинки с дисплеев, на закорючки из книг, похожие на
мертвых насекомых". И что этот так называемый "свободный художник" пред-
лагает мне взамен? Жить сегодняшним днем? Разглядывать облака и бегать
за смазливыми дурами? Пописывать глупые стишки, рисовать бездарные кар-
тинки? И при этом не достичь ничего стоящего в жизни? Ну уж нет! Пошел
отсюда, трепач!! - Ага, сейчас! Сам катись отсюда, дохлый книжный чер-
вяк! Взгляните-ка на этого великого ученого! Да ты до сих пор ни кто
иной, как "хороший мальчик"! Что дали тебе годы твоих исследований, кро-
ме испорченного здоровья? Какой-то комфорт? Может быть, любовь? Ты
чувствовал себя лучше и счастливее после всех этих дней за компьютерами,
в душных библиотеках, в лабораториях без окон? Что же касается моих
"глупых стишков и пустых разговоров" - они всегда вызывали отклик в дру-
гих людях, помогали им - например, бороться с одиночеством и скукой. И
все удовольствия, которые получал я, были настоящими, они измерялись не
чужими оценками и дипломами, а моими собственными чувствами - этим самым
честным мерилом. О-о! - в моей жизни могло бы быть гораздо больше радос-
ти, если б ты, зануда поганый, не доставал меня своим детским страхом
"все потерять" и своим тупым рвением. Ей-богу, без меня ты стал бы нас-
тоящей машиной... - Ха-ха, но без меня ты остался бы полным нулем, леле-
ющим свой Эдипов комплекс с "прекрасными дамами" и пустыми мечтами в той
самой провинциальной дыре... Ладно, ладно, мир.
Мы действительно неплохо работаем вместе, удерживая друг друга от
крайностей. У каждого есть свои области, в которых он является экспер-
том, и вместе мы образуем "эксперта в квадрате". И когда один из нас
чувствует себя неуютно, попадая в тупик или просто теряя смысл жизни,
другой воодушевляет его и подсказывает такие решения, до которых первый
ни за что не дошел бы в одиночку. Как тогда, с неравенством для числа
Эйлера. Или в случае с "нервирующими" цветовыми пятнами на том импресси-
онистском полотне... Да, нечего и говорить о преимуществах совместной
деятельности, когда все "в резонансе". Иногда мы даже завидуем тем, кто
работает "тройками" или большими группами. А как презрительно смотрит
эта "многоколесная" молодежь на наш старомодный "тандэм"!
Но в конце концов, только мы можем работать с беднягами, помещенными
в эту клинику. Вот с этой крошкой, к примеру. Работающие шумной "трой-
кой" без колебаний послали бы ее на электрошок - так далека она от них,
так неизлечимо ненормальна. Но ее сумасшествие - не ее вина, мясники! И
мы докажем, что старые, гуманные методы психотерапии все еще работают
неплохо. Вот и ее новые записи показывают, что она не так безнадежна.
Что ж, пора поговорить с бедным ребенком."
Мужчина в белом халате закрывает голубую папку с наклейкой "Кэти
Смит. Mono-Personality Disorder. Тяжелая форма", и дружелюбно смотрит на
пациентку, сидящую напротив, по другую сторону стола:
- Ну, как мы себя чувствуем сегодня, дорогая?
Хрупкая девушка чуть-чуть пододвигается вперед в кресле, неуверенно
улыбается:
- Я... мы... мы чувствуем себя лучше.
4.
- На самом деле я просто не знаю, как перевести эту игру аббревиатур
на нормальный русский. В западной медицине MPD - это Multi-Personality
Disorder, то есть по-нашему - "раздвоение", вернее даже, "расщепление
личности". А у меня тут, как видишь, Mono-Personality, то есть наоборот,
"одноличность" как ненормальность. Собственно, с этой игры слов все и
началось, я и написал это по-английски вначале. Ну, как тебе?
- Ну, скажем так: это еще не "большая проза".
- Да я же говорю - я не писал это как прозу, просто набросал саму
идею. Знаешь, очень часто, когда я представляю идею отчетливо - мне уже
лень ее обрабатывать. Неинтересно.
- Я поняла. Идея ничего. Но все равно. Стихи у тебя куда лучше. Зна-
ешь, у меня бывают моменты, когда устанавливается такая ровная, почти
семейная жизнь. И тогда я вдруг посреди этого спокойствия достаю твои
стихи - и старый бес снова просыпается, хочется куда-то сорваться... В
общем, чувство, что есть еще что-то помимо моей тихой "потенциальной
ямы"... А еще - так здорово узнавать все это: и "ватной лентой дым из
трубы", и "Волну" на стене... Читаю и так отчетливо представляю себе эту
квартиру, где не была с тех пор, и тебя, и твою Р-рр... ты читал ей "Но-
ябрьскую Сороку"?
- Читал. Ей не понравилось. Хотя она сказала, что слушать меня лучше,
чем читать самой.
- А по-моему, наоборот: читать ты ни фига не умеешь!
- Ну не знаю. Ей вообще мое стихоплетство было неинтересно. И это,
кстати, может быть, и хорошо, когда человеку, с которым живешь, напле-
вать на то, что ты пишешь. Вот ты, например, можешь меня запросто изба-
ловать и испортить своим постоянным цитированием моих рифмованных глу-
постей...
- Ах так?! Ну ладно, считай, что я притворялась, чтоб тебя не оби-
жать. На самом деле стихи у тя все па-аршивые, а прозу ва-ащще писать не
умеешь. Э-э-э! (показывает острый розовый язычок, как будто конфета-"со-
сулька" во рту).
- Ага-ага. "...И вообще я тебя из головы выкинула." Чего ж читаешь-то
их, да все новое требуешь? Э-э-э!
- Ну положим, я тебя выкинула, а не стихи. Это две большие разницы,
почти никакой связи. А во-вторых, просто читать нечего, вот и читаем
всякую дрянь. Э-э-э!
5.
- Глупая моя, глупая! Неужели ты не понимаешь, что в такой юбке до
пола ты будешь гораздо сексапильнее всех этих коз, у которых из-под ко-
ротких тряпок трусы торчат? К тому же, мы едем в Новгород, а не в ка-
кую-нибудь "Невскую Мелодию", где на каждого посетителя - по полтора ох-
ранника и по две и две третьих шлюхи...
- Ты считал?
- Я считал.
- Ну, значит, там стоящая клиентура.
- Ага. Год как из деревни, а уже в пиджаках и с полными штанами визи-
ток. Там меня даже один спросил: куда вы в Америке деньги вкладываете? Я
чуть с табуретки не упал! Есть говорю, такое приспособление. Вроде пап-
ки, но по размеру не больше матки. Называется - бумажник. Туда и вклады-
ваю. Вот такая клиентура... Их тут, кажется, кличут "новыми русскими". А
чего нового, ума не приложу. Помнишь, у Мариенгофа был... как же его...
- "А руки я вам, Илья Петрович, не подам." Как тебе эта маечка?
- Во-во, Докучаев. Ничего маечка, вполне.
- Серьезно, я не знаю...
- Я серьезно. Повернись. Очень милая маечка, и ты в ней чудесно выг-
лядишь.
- Издеваешься опять?... Ладно. С кем мы поедем?
- Может быть, вдвоем. Может быть, с моими - с батей и сестренкой. Она
тебе понравится - очень прикольная девчонка. Классные картинки рисует, и
придумывает к ним истории. Вот, например, такая история. "Жили-были на
небе летающие коровы. Однажды у них родился маленький теленочек. На небо
прилетела одна злая мушка и стала говорить, что теленочек летать не смо-
жет, потому что у него крыльев совсем нет, да и вообще коровы не летают.
Пока она все это говорила, на небе пошел дождь, крылья у заговорившейся
мушки промокли, и она упала на землю". По-моему, очень милая история.
Аринка тебе покажет эту картинку, когда приедем.
В Новгороде было тихо и хорошо, все по-старому - тот же обветшалый
Кремль, тот же Волхов с сильным течением, которое унесло нас с Ленкой
под мост, когда мы купались. Софийский собор был почти пуст, и я со сто-
роны любовался ею, когда она ставила свечку.
- У тебя было обалденное лицо. Такое даже фотографировать нельзя. Бы-
ло бы время - притащил бы пастели и нарисовал бы.
- Тебя бы выгнали. Тут, наверное, нельзя рисовать. Разве что иконы.
- У тебя был очень иконический лик. Я бы сказал, что спутал.
- Ох уж мне твои комплименты с двойным дном! Кстати, одна моя подруга
сюда ездила креститься, я вот думаю - может, мне тоже?
- Давай-давай. Это сейчас не менее модно, чем радиотелефон, но гораз-
до дешевле.
- Да ну тебя.
Обедали в "Детинце", пили медовуху. Батя рассказывал, как они в моло-
дости любили ходить сюда где-нибудь раз в месяц: тогда и медовуху дела-
ли, как положено - сорок дней. На выходе я фотографировал Ленку сидящей
на перилах в страшно соблазнительных позах. Эти фотки почему-то не выш-
ли. Вдвоем с ней после обеда поехали в Юрьев. Официально там все было
закрыто, но проходившая мимо тетка показала нам лаз, которым пользуются
местные художники, чтобы забираться внутрь.
- Я рассказала Саше твою историю про девочку, которая цитировала Джу-
лию Робертс. Он сказал, что не заплатил бы за меня триста баксов. А ты
бы заплатил?...
- Я бы заплатил 350.
- Ты свинья.
- Она останавливается, глаза полыхают гневом.
- Я думала, ты скажешь...
- А какого хрена я должен что-то говорить, а?! Твой мужик, с которым
ты живешь уже больше года, о котором ты вечно повествуешь с эдаким при-
дыханием, говорит, что не заплатил бы 300 баков за ночь с тобой! Это,
значит, не свинство, да? Это значит "Сашенька", да?
- Ты дурак, ты ничего не понимаешь!
- Она села в траву и заплакала.
- Мог бы быть хоть один человек, который сказал бы мне... хотя бы в
таком месте...
Подошедший к колонке мужик в плавках покосился на нас. На его месте я
бы подумал, что мы что-то репетируем: Ленка очень красиво сидела и
всхлипывала среди невидимых стрекочущих кузнечиков и каких-то высоких
стеблей с желтыми цветками.
- Ладно, перестань. Извини. Меня ведь тоже мучает то, что я опять
уезжаю.
Мы подошли к колонке, подождали, пока мужик наберет воды в свои вед-
ра, попили. Эх, как давно я не пил из колонок! А раньше знал все колонки
в нашем городке: лето, провинциальная банда пацанов на велосипедах -
"Эй, я видал классное гороховое поле за Слободой, айда?" - "Погнали!
Только сначала на колонку, пить охота ужасно!" - "А там как раз по доро-
ге колонка, у моста". Дзинь-дзинь! "Я буду до-олго гнать велосипе-ед!" -
напевали какую-то попсню девчонки, подскакивая на багажниках... А сейчас
- тихо и жарко, только кузнечики да шуршанье травы на ветру.
В церкви оказалась большая группа иностранцев. Я перевел Ленке основ-
ную мысль их гида, но ни переводить дальше, ни слушать английский тут
совершенно не хотелось. На выходе старушка в черном платке и со скорбным
лицом покосилась на нас также, как до этого - на выходящих американцев.
- Я хочу туда!
Ленка показывала на колокольню, стоявшую рядом.
- Там закрыто, видишь. - Все равно. Вон лестница стоит, пойдем зале-
зем.
Подойдя поближе, мы увидели, что лестница упирается верхним концом в
голую белую стену.
- Полезешь? - съехидничал я. - Ладно, пойдем человеческими путями.
Мы прелезли через загородку на входе и зашагали вверх по замусоренным
ступеням. На самой верхней площадке было светло, и несколько запачканных
известкой мужиков хохотали, рассказывая друг другу матерные анекдоты.
Один из них, бородатый, подскочил к нам.
- Сюда нельзя! Только с разрешения батюшки настоятеля!
- Мы только посмотреть... - выглянула из-за моего плеча Ленка: волосы
распущены, взгляд "дядя, дай конфету".
- Нельзя, - ухмыльнулся мужик.
Я посмотрел на него в упор и тоже ухмыльнулся. Странно, но Америка
научила меня какой-то наглости, связанной - как бы это покрасивей?... -
с чувством собственного достоинства отдельно взятого индивидуума. К тому
же, черт побери, я сам в этом городе родился! Так что я смотрел на него
с видом человека, который мог бы и не бриться сегодня утром (о как опять
длинно на русском а чесс бы сказал просто смотришь по доброму и мысленно
произносишь fuck you и действительно эту фразу легко представить первый
ударный звук будто открываешь баночное пиво а потом низкое ю-е эдакая
отрыжка a la jim morrison...)
- Пять минут. Потом мы сразу уйдем.
- Ладно, - подмигнул бородатый и вернулся к своей компании.
Мы подошли к перилам. Внизу - белые стены, деревья и широко разлив-
шийся в этом месте, спокойный, старый Волхов.
Эта ее фотография тоже оказалась засвеченной.
Под самыми стенами был маленький пляж с десятком народу, и спустив-
шись, мы искупались. Здесь не было течения.
- А ты когда-нибудь пробовала в воде? - Я подплыл и обнял ее.
- Не говори так. У тебя интонация, как у одного моего бывшего... Про-
тивно звучит.
- Ну извини. Просто я тоже пробую разные маски. Пойдем на берег, пора
уже.
- Тут неудобно выходить, камни...
- Держись, я тебя вынесу.
На берегу она огляделась.
- Подержать полотенце?
- Да не надо, я и так могу. Устроим маленький стриптиз.
Она скинула бретельки купальника, неспеша подняла с земли майку, нес-
пеша надела, тряхнула мокрыми волосами.
- Ничего, эффектно. Но по-моему, никто, кроме меня, не оценил.
- Да нет, вон там мальчик глазки вылупил. Сейчас его девочка по
шее-то ему надает...
Она вдруг крепко-крепко прижалась ко мне и замолчала.
- Ты чего?
- Прощаюсь с тобой.
- Но я же здесь, и буду с тобой еще две недели.
- Я прощаюсь заранее, чтобы не ныть потом, в последние дни. Хотя все
равно ведь буду ныть.
По дороге к вокзалу я купил ей валдайский колокольчик. "Ура, теперь у
меня тоже есть!" - веселилась она, позванивая двумя колокольчиками - но-
вым валдайским и тем маленьким, на браслете, что мне подарили в Пен-
сильвании, а я дал ей поносить его в этот день. С колокольчиками, с рас-
пущенными волосами и в длинной свободной юбке она выглядела замеча-
тельной славянской хипповкой; совсем не такой, какой она обычно бывает в
Питере с его метро, трамваями, рекламами, с этими рожами в барах...
В электричке она спала, положив голову мне на колени. Напротив сидел
батя, читал "Легенды Невского проспекта". Аринка стояла рядом на скамей-
ке, высунув голову в окно.
- Хорошо бы сейчас пошел дождь, случайно, - сказала вдруг Аринка,
возвращая голову в вагон.
- Случайно ничего не бывает, - ответил я, глядя на спящую Ленку, с
которой мы познакомились "не где-нибудь, а на выставке китайской живопи-
си".
- Случайно только метеориты падают да люди встречаются.
- Значит, ты - метеорит! - заявила Аринка и снова высунулась в окно.
Я усмехнулся. Она и вправду смышленая. И когда она вырастет, ей будет
трудно. Умным женщинам, наверное, всегда трудней, чем умным мужчинам.
Впрочем, она еще успеет сто раз поглупеть.
Потом Аринка тоже завалилась спать на скамейке, а я сидел, глядел в
окно - и вдруг понял, что я не в автомобиле. Есть такая особая прелесть
в электричках, которая недоступна в автомобиле и которую я почти уже за-
был. Эта прелесть - смотреть в окно. Да-да, в машине тоже есть стекла.
Но в электричке или в поезде можно сидеть непосредственно перед окном и
смотреть во все стороны, а не только на дорогу, как это чаще всего полу-
чается в машине. В электричке вообще ничего не знаешь о дороге; это как
бы дом с окном, который перемещается. Можно даже сесть спиной, а не ли-
цом по ходу движения, и смотреть на остающиеся позади деревья, а не на
те, что бегут навстречу. Как ни странно, но именно так я и сажусь обычно
в электричках - спиной вперед. Так и сижу я сейчас, рядом с симпатичной
усталой девушкой, которая спит, положив голову мне на колени. Сижу и
смотрю на убегающие деревья. И на тихую реку Ленкиных волос, перехвачен-
ную деревянным мостиком заколки, что так похож на мостик через Волхов, с
которого мы бросили монетки.
6.
- А ты крепкий мальчик, - говорила она ночью, рухнув в кресло, с
блуждающей улыбкой Джоконды на расслабленном лице. - Черт, я и не знала,
что ты так можешь. Прямо так, с места в карьер, у стенки... ух!.. и чтоб
меня так довести...
- Ну, ты сама ведь говорила: неделька тренировки, и я войду в норму.
И потом, Пенка - ты тоже кое-чего забыла. Помнишь, как ты сама тут пища-
ла тогда, давно?... Ха, еще потом говорила: "Ах, я и не думала, ах, я и
не собиралась!" И игра у нас была другая... помнишь, обзывала меня
"блудливым мужем"? Сейчас все наоборот: я один, а ты избаловалась. И мы
оба подросли. Так что теперь ты своим "не думала" можешь накалывать кого
угодно, только не меня. Могу поспорить, что у тебя даже зубная щетка се-
годня с собой.
- Угадал, зануда! Кстати, о птичках. Как бы это тебе помягче ска-
зать...
- Ну-ну? - В общем, тебе на будущее, для успешного общения с дама-
ми... Ты мой голову почаще. С чистыми волосами ты куда как привлека-
тельнее.
- Блин, я же не виноват, что в вашей стране летом никогда нет горячей
воды! Мы же с тобой вместе ошарашивали тут и там моих приятелей: "А это
Лена, мы с ней познакомились на выставке китайской живописи, а у вас
есть горячая вода, а можно мы к вам в душ залезем?!"
- Знаю, знаю. Я же говорю - на будущее... Меня из твоих американских
фоток больше всего приколола знаешь какая? Там, где эта твоя знакомая
лежит на газоне в центре какого-то города. Попробуй-ка у нас так ляг на
газон. Неделю потом будешь отмываться...
- ...в холодной воде! Вот как я сейчас пойду. Хотя она там в черном,
так что ей не грозит.
- Разве? Мне казалось - в чем-то пестреньком...
- Это Америка вокруг пестренькая, а она нет. Я помню, потому что мы с
ней заметили это как раз за десять минут до того снимка. Она рассказыва-
ла, как еще в Совке ее родителей постоянно таскали в школу за то, что
она носила какие-то обалденные шелка вместо школьной формы. А я ей расс-
казал, как доставал своих профессоров на экзаменах - у меня были такие
веселенькие джинсы, с цветами всех цветов на заднице и в паху... А потом
мы посмотрели друг на друга и расхохотались - двое в черном, посреди Ка-
лифорнии...
- О, это не та ли девушка, что в "Городе Непроданных Цветов"?
- Она самая. Я знал, что она любит тюльпаны, и все высматривал ка-
кой-нибудь цветочный магазинчик, пока мы гуляли, но как назло ничего не
попадалось. Она так и уехала без цветов, вся в черном, а я вышел из
"Грейхаунда", свернул за угол - и увидел улицу: они продавались на каж-
дом углу этой улицы, прямо такой тюльпановый пунктир на три квартала
вверх. Там "Город" и написал, пока в "Макдональдсе" кофе пил.
7.
Было еще несколько встреч - торопливых, неуютных, приносящих чаще
тоску и даже злость, а вовсе не радость. Она приезжала на последней
электричке, когда я уже переставал ждать. И уезжала рано утром - на ра-
боту, либо посередине дня, если это был ее выходной. Иногда она просто
говорила на том конце провода: "Сегодня я работаю, а завтра тоже не по-
лучится - мы с Сашей собирались...". Усталая и вечно недосыпающая, она
хотела успеть всюду, не ругаться ни с кем; и я при этом был человеком,
который все равно скоро уезжает, который однажды уже уехал, сказав: "Ты
же понимаешь..." У нее начался отпуск, который тоже никак не был связан
со мной: неделю она собиралась провести у бабушки, потом еще неделю - в
походе на байдарках. За пару дней до ее отъезда мы поругались. Это была
одна из тех ненужных коротких встреч, которая не принесла ничего, кроме
раздражения. Я позвонил только через два дня - она собиралась на поезд,
и добраться до центра за сорок минут я уже не смог бы. Ей действительно
нужно было отдохнуть, да и у меня оставалось всего две недели, а я еще
не видел многих знакомых и не был во многих местах, которые нужно было
обязательно посетить за время этого короткого отпуска. Деньги тоже кон-
чались, и я уже подумывал о том, что слишком много отложил на билет и
что можно потратить еще чуть-чуть.
Между бабушкой и байдарками у нее был день, и это был день нашей пос-
ледней встречи. Ее встречали на Московском, шел проливной дождь. Два ча-
са, которые я провел у нее дома, были наполнены типичными в таких случа-
ях банальностями. Ее торопили (она уходила в поход в этот же вечер),
кто-то звонил, и она отвечала ему удивительно ласковым голосом. Я пил
чай и говорил гадости. Было также несколько совсем не банальных момен-
тов, которые, наоборот, были настолько наполнены содержанием, что их не-
возможно просто так описать здесь: в них можно было только принимать
участие, и я это участие принял, но теперь даже и не могу с точностью
сказать - а было ли там тогда что-то такое, или я просто выдумал это
сейчас, сидя на берегу реки Мононгахелы и глядя на фонари набережной,
которые, со своими длинными отражениями в воде, очень похожи на свечки в
Софийском соборе Новгородского кремля...
Чем нежнее ведут себя люди при расставании, тем тяжелее им расста-
ваться. C другой стороны, когда один из них это понимает и начинает на-
меренно вести себя грубее - второму становится еще тяжелей. А если это
понимают оба... Чем-то средним между эскимосским поцелуем и поцелуем
слонов мы закончили-таки наше затянувшееся прощание в подъезде, и я вы-
шел на улицу, чувствуя спокойную, почти незаметную грусть. И вместе с
тем - облегчение. Я снова был - эх, еще одна красивая банальность, это
нужно не говорить, а чувствовать - никому не нужным и свободным. А может
быть, свободным и никому не нужным. Что-то там в математике не меняется
от перестановки слагаемых, хотя и выглядит по-другому. А что-то меняет-
ся, хотя выглядит также. Я сунул руку в карман за сигаретами - кроме си-
гарет и чьей-то зажигалки, в кармане оказалась еще коробочка из-под ду-
хов, в которой лежал маленький стеклянный слон. Зеленый. Я хотел вынуть
его и посмотреть, но вместо этого вынул сигарету и закурил, а слоника в
коробке переложил из кармана в сумку, чтобы он не поломался.
8.
Кошка. Привет, Кошка. Которая гуляет... Гуляющая. Сама по себе. И не
только по себе. Иногда по мне. Кошка - ладошка. Ладошкой гуляет. Иногда
по мне. А теперь уже - нет. Теперь я черти где. Кошка - кот. Во! Кот в
Сапогах. У чертей на рогах, где?... Ладно, потом. С Людоедами воевал.
Кошка моя, кошка. Гуляет по Питеру. По Ленинграду. Ленин Град. И я при-
качу назад, в каменный Ленин Град. Где кошка. Где мышка. Уронила банку.
Чижа слушает. "Должен же кто-то слушать мои простые сонеты!". Сигареты.
Читает Гальперина, что я оставил. Мурлыкает. Киска. Купила бы "Wiskas"?
Хрен вам, это только негры в Приюте Армии Спасения едят. Черные кошки.
Рожки? Ага, рога. А у меня тут что? Скука. Устану и вернусь. Нет, тут
работа. Закончу и уеду. Какая, к черту, работа? Все тот же ветер в баш-
не...............
"Привет, моя милая Кошка, гуляющая сама по себе, гулявшая когда-то по
мне мягкой своей ладошкой. Я, твой Кот в Сапогах, теперь у чертей на ро-
гах - чертям наставляют рожки ихние черные кошки. Средь них, поедающих
"Wiskas", я кисну от скукоты - нету, нету беленькой киски, веселой и ум-
ной, как ты, которая бродит сама по себе в далеком городе на Неве, а на-
гулявшись, дымит сигаретой, читает мои простые сонеты, а также книжку
"Играем блюз", и что-то мотает себе на ус. Я тоже мотаю чего-то, но тут
ещее есть работа - перехитрить Людоеда. Вот перехитрю - и уеду. Не вечно
же с ветром в мозгах в геройских скакать сапогах! И я прикачу назад, в
каменный Ленин Град, где самая милая Кошка гуляет сама по себе, где бу-
дет гулять по мне та ласковая ладошка."
По аэропорту быстрым шагом шли аккуратно одетые парень и девушка. Она
- в белом и голубом, он - с переговорным устройством. Я догнал их и по-
шел рядом.
- Не подскажете, где здесь можно достать конвертик?
- Мы Вам можем дать, - ответил парень.
- А Вы на чем летите? - поинтересовалась девушка.
- На "Балкане".
- Ну-у-у! - смешным хором протянули они.
- Так Вам у болгар и надо конверты спрашивать.
- А вы кто?
- А мы "Air France"!
- А я вот как раз хотел через Париж лететь, да билетов уже не было.
Следующий раз - обязательно. - Ну идемте, так и быть, дадим Вам конвер-
тик.
9.
- Алле?
- Здорово, чучело.
- Это ты?! Привет! Ого, сколько ж у вас?!...
- Около четырех.
- Ни фига себе ты гуляешь!
- У нас ведь суббота! Я тут учился в биллиард играть. С соседями мои-
ми. Ты получила мое письмо?
- Получила. Мур-рр... Все не соберусь ответ написать.
- Ну как ты там, вообще?
- Да все нормально. На самом деле, только что встала. На работу соби-
раюсь... Да, я в Новгороде была снова! С Сержем.
- Молодец. Ты как, нового мужика себе не нашла еще?
- Ну-у... Тут вот Саша сидит, телевизор смотрит...
- Ага. Помирились, значит...
- Ну, вроде как. А ты, значит, сразу расстроился?
- Да нет, наоборот... Я думал - поломал тебе всю жись опять; а у те-
бя, вишь, все в кайф, ну и здорово. Я в Болгарии сережки классные купил,
из какого-то камня. А потом вспомнил, что у тебя уши-то не проколоты...
- Да. Но ты ведь найдешь, кому подарить. Как твоя француженка?
- Не приехала еще. Тут вообще никого еще нету. Жарища и скука... Слу-
шай, хорошо бы мой следующий отпуск с твоим совпал...
- Конечно! Съездим куда-нибудь вдвоем. На море.
- Я постараюсь следующим летом... Shuddup, you morons! Тут эти пьяные
уроды сидят, ждут, когда я договорю с "другим полушарием"... Мы собра-
лись "Doors" послушать перед сном.
- Ха, ты там так звучишь, что похоже, вокруг тебя там дюжина девиц...
- Да не, только эти, америкосы мои... Ну ладно, слушай, не буду
деньги наматывать, закругляюсь. Ты пиши хоть, что ли.
- Напишу.
- "Напишу, напишу"... А-а, все вы так говорите.
- Ну-ка, эй! Не вешай нос!
- Ладно. В общем, давай. Всем приветы.
- Ну пока.
- Ну пока.
Клок. Би-ип... Би-ип... Би-ип... Ту-ру-ру... "If you'd like to make a
call, please hang up and dial again."
1995, Morgantown WV, USA
Сап-Са-Дэ